№1

Если и есть за что благодарить этот фильм, так это, пожалуй, за то, что славное имя черепашек-ниндзя, несколько подзабытое за последнее время, снова ярко сияет на мировом культурном небосклоне. К тому ж, судя по некоторым признакам, сияние это предполагается продлить – более всего свежие полнометражные «Черепашки-ниндзя» напоминают пилотную серию готовящегося телесериала. Так что следите внимательно за программами телеканалов – а полнометражку эту можно спокойно пропустить. Сказать ей спасибо за доброе дело и тут же забыть, как страшный сон.
Хотя нет, это, пожалуй, чересчур строгий приговор фильму, рассчитанному в первую очередь на детишек. Им точно должно понравиться – фильм движется быстро и легко, в нём много красивых картинок и время от времени даже дерутся. Другое дело, что «Черепашки» с самого начала были мероприятием не самым детским – в конце концов, на свет они появились в качестве разовой пародийной акции, нацеленной на популярные комиксы того времени. То, что эта идея вывернулась в результате в полноразмерный культ на 20 с лишним лет, удивило в первую очередь самих создателей черепашек. Болтливые мутанты-раздолбаи из канализации, воспитанные огромной говорящей крысой, знающей кун-фу, пережили немало инкарнаций – из андеграундных комиксов они перебрались в мультсериал, а потом и на большой экран, где вышло целых три фильма. Принимая во внимание, что в третьей части их кинематографической эпопеи им приходилось отправляться в Японию 17-го века и вести там на бой повстанческую армию, можно предположить, что черепашки с легкостью переживут и своё новое приключение. К тому же, в случае с новой полнометражкой за место в сердце зрителя им приходится бороться не с его собственным здравым смыслом, а всего лишь с халтурностью своих создателей.
Сценарист и режиссер Кевин Манро, сочиняя сценарий к новой серии «Черепашек-ниндзя», твёрдо решил, что новый фильм будет адресован в первую очередь детям, и в связи с этим, кажется, категорически отказался стараться. Сюжетные коллизии и повороты надерганы понемногу отовсюду – больше всех пострадал режиссер Гиллермо Дель Торо, автор «Хэллбоя» и «Блэйда-2», из которых в «Черепашках» столько, что впору прописывать его соавтором сценария. Более того, надерганными коллизиями Манро распоряжается чрезвычайно неряшливо – на кой чёрт, например, вписывать в сценарий целых тринадцать монстров различной степени ужасности, если с ними не будет смачных схваток, а некоторых и вовсе не покажут дольше пары секунд? При этаком попустительстве всему и вся основная сюжетная линия отличается какой-то цветущей сложностью – персонажи оказывается не тем, чем казались с начала, у второстепенных вроде героев вдруг оказываются свои коварные планы, и так далее и тому подобное. Получается странно – с одной стороны всё вроде упрощено в расчёте на детскую аудиторию, с другой как-то излишне путано и скомкано. Милейшая телерепортер Эйприл О’Нил неожиданно превратилась в нечто среднее между Ларой Крофт (с размером груди, адаптированным под детскую аудиторию) и Невестой из «Убить Билла» - тут очень к месту пришёлся её постоянный жёлтый комбинезон.
По сложившейся в мире компьютерных мультиков традиции, выглядят «Черепашки-ниндзя» отлично – стильно, сумрачно и очень-очень красиво. То есть, если бы сценарист не схалтурил столь пагубно, о «Черепашках-ниндзя» вполне можно было бы говорить, как о ярком фильме, сделанном в своей собственной стилистике. А так только и остаётся, что вспоминать былые подвиги героев – и надеяться, что впереди их ждут новые свершения.  (с) ввв.all-movies.com.ru

№2

Бригада специально обученных черепах из Нью-Йорка переживает кризис: вожак Леонардо еще у дел, остальные, увы, потеряли веру в себя и разбрелись по манхэттенской канализации. Но черепашки сразу же бросаются с печи на общего врага, технократа Макса Винтерса, который вызвал вековое зло и пообещал захватить мир.

С момента появления на свет эти гениальные ошибки природы претерпели все мыслимые мутации. Задуманные как глумливая реакция на войны нью-йоркских кланов ниндзя из комикса "Сорвиголова" Фрэнка Миллера, они пребывали в стадии люмпенского идиотизма до первой экранизации - детского сериала 1987 года. Затем были новые комиксы, сериалы и полнометражные фильмы, где добрые руки цензуры умягчали "Черепашек" до консистенции творожка: например, в погоне за "детскими" рейтингами у Микеланджело отобрали нунчаки. Так что нынешний мультфильм, с нунчаками и не только, должен, по идее, вызвать не смех, а крики ободрения.

Третий по счету сиквел «Черепашек-ниндзя» 90-го года выпуска (именно это представляет собой сей компьютерный мульт) добирался до зрителей долго. Время шло быстрым шагом, пик черепашьего фанатизма минул, и вот уж постановщику Кевину Монро пришлось воскрешать целую эпоху. Режиссер с этой задачей вполне справился: вряд ли снова станет популярным экстази с изображением черепашек и прочая атрибутика тех лет, но былые фанаты четырех супергероев порадуются как малые дети. Существенного апгрейда франшизы не наблюдается, ведь Монро снимал кино исключительно для тех, кто, как говорится, «в теме», не особо пытаясь привлечь к комиксовому проекту новых зрителей (хотя волей-неволей это получится). Справедливо отметить то, что слишком осовремененная перепевка похождений мутантов в панцирях заранее была обречена на провал, ибо черепашки-ниндзя в отсутствии безбашенной атмосферы восьмидесятых и первой половины девяностых — все равно что Штирлиц без Второй Мировой. А кому такое нафиг надо?

Эту проблему Монро и компания решили просто, но изящно: исходная стилистика и атмосфера сохранены, но по ходу повествования дается лишь пара намеков на то, что действие просходит в нулевых — главным героям тоже свойственно взрослеть. По части совмещения мрачного и смешного авторы тоже преуспели: здесь нет ни комичной нелепости мультсериала, ни излишней брутальности некоторых комиксов, зато в наличии баланс оригинала, в котором серьезное с веселым составляли шикарнейшую комбинацию.

В целом, новый фильм — эдакий киношный аналог пиццы. На лепешке комиксовой мифологии в качестве топпинга расположились лихой экшн, забавная, с выдумкой сделанная анимация и симпатичный юмор. Стряпано все чуть неряшливо, но готовое блюдо получилось вкусным и сытным — в финале даже не стыдно прокричать старый добрый клич: «Каубанга!». Да, чуваки, черепашки наконец-то вылезли из своей канализации на радость всем своим поклонникам. Остальным можно не беспокоиться… кроме, разве что, уличной преступности города Нью-Йорка.

После двенадцатилетнего перерыва зеленые черепашки-мутанты, обитающие в канализации, снова на широких экранах. Задачи стоявшие перед творческой группой были не из легких. Осовременить мультфильм и не повториться при этом, — довольно нетривиальная проблема. Изначально «Черепашки Ниндзя» создавались как комикс, а потом и как мультфильм, пародирующий всевозможные американские героические франчайзы.

Черепашки постоянно занимались мелкими проблемами, забавно боролись с главным врагом — злодеем Шредером и глупо шутили, совершая огромное количество нелепых поступков, приводивших их к победе. В целом же мультсериал 90-х должен воспитывать во взрослых и детях здоровый цинизм и юмор. Теперь же в поисках стиля для сегодняшних черепашек режиссёр-дебютант Кевин Мунро решил обратиться к самым первым комиксам 1984 года, смешав американскую нуар-стилистику детективов сороковых и гонконгские кунг-фу боёвки. И в итоге его картина получилась полной героического пафоса и крупномасштабных действий по спасению мира, местами грубо прерываемых мелодраматической сюжетной линией.

Новая глава в жизни черепашек начинается с того, что Леонардо возвращается из далекой многолетней поездки, куда его отправлял учитель. Рафаэль изображает из себя супергероя и спасает мирных жителей, прыгая на злодеев с крыш небоскребов. Микеланджело и Донателло предаются безделию, поедая пиццу.

Своим долговременным исчезновением Леонардо не на шутку обидел Рафаэля и почти до самого финала они ведут довольно многословные и неприятные переругивания. Очевидно, эти батальные диалоги прописывались и продумывались с оглядкой на то, что этот мультфильм будут смотреть дети, которым надо разъяснять, — что такое хорошо, а что такое плохо. Потому в итоге от этой общей наставительности и примитивности порой становится просто невыносимо. Причем мелодраматическая линия занимает слишком уж много времени и отвлекает от основного сюжета.

Между тем, некий зловещий и могущественный «олигарх» Максимилиан Уинтерс собрал, наконец, всех трех каменных генералов из своего далекого прошлого и теперь с их помощью и при содействии клана «Нога» собирается поймать всех монстров Нью-Йорка. Перед черепашками и их немногочисленными человекообразными друзьями стоит нелегкий вопрос — зачем же все это затеяно? Этому расследованию и послужит в итоге основной хронометраж приключений панцирных героев, со всем означенным кунг-фу и прочими масштабными батальными противостояниями в кадре.

И вот тут уровень усилий, приложенных к созданию этого мультика довольно среднестатистичен, а это удручает. Ведь изрядно уже надоели эти кондовые лица человечков с квадратными подбородками (а-ля пародийная в общем-то "Суперсемейка") и девушки с субтильными телами и большими головами из этой же серии.

Особенно бросается в глаза вторичность облика монстров, как будто списанных с "Корпорации Монстров", а где-то и «Людей в черном». В общем, могли бы уж что-нибудь придумать, а не заимствовать, откуда придется.

При этом, сходив в кинотеатр, можно охватить только вершину айсберга, так и не получив полного представления о масштабе бедствия. Ведь выход новых «Черепашек» — сложный многоуровневый продюсерский ход, тут же выпускают новую компьютерную игру, новые пластмассовые игрушки, плюс будут проводиться совместные акции с некоторыми пиццериями города. Потому что пицца — это любимейшая еда черепашек, правда, если они предварительно изрядно мутировали. Общество потребления, елки-палки!

КАВАБАНГА!

Еще одно возвращение состоялось! Последние годы стали очень щедрыми на камбэки некогда культовых героев. Бэтмен, Супермен, Джеймс Бонд, Рокки Бальбоа... Теперь дело, наконец, дошло до Леонардо, Микеланджело, Донателло и Рафаэля. Франчайз «Черепашки-ниндзя» существует с 1984 года, причем начался он с шутки. Художники Кевин Истман и Питер Лэйрд на собственные деньги издали комикс с идиотским названием «Тинейджеры мутанты ниндзя черепашки» (Teenage Mutant Ninja Turtles), в котором вдоволь поиздевались над юными мутантами из «Людей Икс» Стэна Ли и бесконечными войнами ниндзя-кланов в «Сорвиголове» Фрэнка Миллера. Они даже не могли предположить, что история про натренированных говорящей крысой человекоподобных черепах с именами крупнейших живописцев эпохи Возрождения через несколько лет покорит публику и станет предметом культа: обзаведется не только горой комиксов, но и несколькими рейтинговыми мультсериалами, кинотрилогией, компьютерными играми на всех возможных платформах от Dendy до PC и огромной коллекцией экшн-фигурок, которые фанатично коллекционируют дети во всем мире.
Добившись больших успехов, черепахи, как истинные ниндзя, на время скрылись из вида, чтобы в 2007 году выстрелить полнометражным анимированным CG-фильмом. Режиссер-дебютант Кевин Манро, как заправский ди-джей, выдал зрителю постмодернистский микс из сцен, удавшихся в других популярных мифологиях – «Звездных войнах», «Чужих», все том же «Казино Рояль», которые в исполнении мутантов выглядят не менее эффектно. Бюджета в 34 миллиона долларов хватило и на то, чтобы сделать в Гонконге весьма пристойную графику, по стилю отдаленно напоминающую пиксаровскую «Суперсемейку» (особенно впечатляюще выглядит битва Лео с Ночным Стражем, происходящая под дождем), и на то, чтобы привлечь к озвучанию таких звезд, как Крис Эванс, Сара Мишель Геллар, Кевин Смит и Лоуренс Фишбёрн.

Мультфильм Манро не должен разочаровать старых – хардкоровых – фанатов «Черепашек-ниндзя». В отличие от большинства других кино-возвращений, которые меняют правила игры и предлагают свежую трактовку знакомых образов (например, Бонд Пирса Броснана и Бонд Дэниэла Крейга, вообще, вряд ли бы смогли стать друзьями), рептилии-мутанты остаются верны себе. Режиссер и команда аниматоров бережно воссоздали все, что мы так любили в «Черепашках ниндзя». Как обычно: Лео – прирожденный лидер, Раф – горяч и несдержан, Майки – шутник, а Дони – гений электроники. Сенсей Сплинтер (последняя, закадровая роль известного японского актёра Мако) и Кейси Джонс тоже на месте. И только Эйприл О’Нил превратилась из репортерши в искательницу сокровищ в лучших традициях Лары Крофт, причем на ее анатомии это тоже сказалось.

Несколько огорчает отсутствие главного врага Черепашек – Шредера, а вместе с ним и Бибопа, Рокстеди и говорящего мозга Крэнга. Но новые противники юных героев тоже весьма эффектны и разнообразны. Чего стоят только тринадцать монстров из параллельного измерения. К тому же некоторые реплики, прозвучавшие в фильме, заставляют поверить, что Шредера мы еще увидим. Сиквел вполне возможен, притом что фильм окупил три четверти своей стоимости уже в первый уик-энд проката в Северной Америке.

Главное достоинство «Черепашек-ниндзя» в том, что они не обманули ожиданий зрителей,
получивших именно то, на что рассчитывали: любимые герои, бойкий экшн, традиционный туповатый черепаший юмор от Майки и поедание пиццы. И дети в восторге, и взрослые с тоски не умрут. (с) ввв.mirovoekino.ru

№3

Черепахи эпохи Возрождения

Рецензия на фильм Черепашки ниндзя / TMNT 2007
// Копцев Алексей, 30 марта 2007 года

Что нам известно о черепашках-ниндзя? Зеленые, ловкие, живут в канализации, скачут по крышам, любят пиццу и уважают своего сенсея. Еще имена у них какие-то смешные, на старый манер — Донателло, Микеланджело, Рафаэль и Леонардо. На этом запас знаний, как правило, заканчивается. Но теперь, после выхода четвертого фильма, горизонты нашей эрудиции расширятся невероятно. Клянусь усами Великого Сплинтера!

Вся эта история началась с обычной дружеской шутки. Художники Кевин Истман и Питер Лейрд решили постебаться над двумя суперпопулярными комиксами (Marvel Comics’ X-Men и Frank Miller’s Ronin), и придумали персонажей совсем уж несуразных. Юный негодник выпустил в унитаз своих маленьких черепашек. Эти несчастные звери попали в радиоактивную канализацию и мутировали в человекоподобных супергероев. Жуть.

Такой комикс естественно никто не принял. Потом, правда, нашлась компания Playmates Toys, которая рискнула выпустить в продажу фигурки этих уродцев. Успех был сокрушительным. Тогда и появилась идея поставить бизнес на широкую и зеленую ногу. Нарисовать комикс, снять фильмы и мультсериал впридачу. Тогда вышло три полнометражных фильма о черепашках-ниндзя. Премьера последнего, Teenage Mutant Ninja Turtles III, состоялась в 1993 году.

Прошло каких-то четырнадцать лет и черепашки вернулись. «Долой бутафорию, пластмассовые мечи и накладные физиономии! Даешь компьютерную анимацию и вершинные шейдеры!» — решили главные голливудские начальники. Дети сейчас пошли недоверчивые, и убедить саркастичное чадо в реальности происходящего очень и очень трудно. Нужно действительно постараться и потратить несколько десятков миллионов долларов. Но оно того стоит.

Реанимация прошла успешно. Новые черепашки получились куда лучше прежних. И дело не только в текстурах и новой системе цифровой мимики. У них появилась душа, появились чувства. Режиссер Кевин Мунро занимался не только боевой хореографией, он прописывал характеры, и взрослые, наконец, узнали — чем Леонардо отличается от Рафаэля. Разница-то огромная!

После победы над Шредером наступили мирные времена, и каждый тогда занялся своим делом: Леонардо отправился в Латинскую Америку — защищать крестьян от тамошних бандитов, Рафаэль — стал следить за порядком на улицах Нью-Йорка, ловить и наказывать воришек, Микеланджело выбрал профессию аниматора, а Донателло — устроился в службу поддержки. Былому содружеству пришел конец.

Не было бы счастья, да несчастье помогло — над городом нависла новая угроза в лице бессмертного капиталиста Макса Винтерса и его каменных генералов. В далеком прошлом он был великим воином, завоевал половину мира, но вот незадача — открыл портал в иную реальность. Оттуда, как и полагается во всех комиксах, понавылазило всякой зубастой гадости. Теперь Макс хочет собрать тринадцать таких монстров, дождаться парада планет, а потом закрыть, наконец, эту дыру в пространстве.

Получается великая путаница. Движимый вполне благородными намерениями Макс превращает улицы Нью-Йорка в какой-то сумасшедший зверинец. Его подручная Караи берет в плен вовсе не монстра, а порядочного и симпатичного Леонардо. Каменные генералы устраивают настоящий путч и бучу. Разрулить подобную ситуацию могут только черепашки и их учитель Сплинтер. Но для победы им вновь требуется объединиться, стать как прежде друзьями неразлейвода, и забыть про свои обиды.

«Черепашки-ниндзя» — образец идеального воскресного развлечения. Мультфильм, снятый по законам американских блокбастеров. И никаких допусков и послаблений — все здесь по-взрослому: режиссура, спецэффекты и трюки. Иногда даже забываешь, что реальность эта — исключительно виртуальная. Настолько правдоподобно выглядят все эти манхэттенские подворотни и ржавые крыши.

Есть, правда, один минус, который не дал мне забиться в пароксизмах восторга. Многие, очень многие эпизоды заставляют вспомнить о других кассовых победах Голливуда: трилогии Вачовски, «Звездных войнах», и даже о таком пыльном раритете, как «Тень» с Алеком Болдуином в главной роли. Там, насколько я помню, был Чингисхан и его терракотовые солдаты, здесь — Макс Винтер в обнимку с каменными вояками из прошлого. Но это уже придирки. Общее впечатление — самое положительное. Да и какое еще кино можно снять о рептилиях из клоаки Нью-Йорка? (с) ввв.filmoscope.ru

№4

От словосочетания черепашки-ниндзя в воздухе сразу запахло девяностыми годами прошлого столетия, игровой приставкой “Денди” и пиццей. Действительно, основной пик популярности зеленых земноводных, волей случая и загадочного мутагена ставших большими и умными, пришелся как раз на последний десяток лет 20 века. Я прекрасно помню время, когда сразу по нескольким каналам шли мультипликационные сериалы Черепашки-ниндзя, и даже помню первый фильм про них.
В 2007 году пришел момент вспомнить о линейке, постепенно погружающейся в забвение. Новый анимационный фильм Черепашки-ниндзя (Teenage Mutant Ninja Turtles (TMNT)) от режиссера Кевина Монро открывает новую главу в истории черепах мутантов.

Взгляд в прошлое

Леонардо, Донателло, Рафаэль, Микеланджело...
Каждая из черепах уже в свои “юношеские” кино-годы обладала ярким характером. У каждой – свое оружие, свои привычки, свой взгляд на мир, свои мысли, юмор, и способ их выражения. Есть у них и мудрый учитель Сплинтер, крыса-человек, который очень много сделал для привнесения в мир черепах философского контекста. Собственно, Сплинтера можно сравнить с другим наставником, хорошо известным всем – с магистром Йодой, зеленым учителем джедаев (фильм Звездные войны режиссера Джорджа Лукаса). Сплинтер обучает черепах мастерству ниндзя, он же учит их трезво смотреть на мир и находить в нем свое место. Имеется у черепах и кровный враг – человек-маска Шредер, мечтающий убить Сплинтера и его учеников...

Новая история

Шредер, главный противник черепашек, повержен. Нет больше того стержня, что объединял вокруг себя дружную семейку громадных тортилл. Отсюда разлад в команде, и вынужденная отправка Леонардо в глухие джунгли для медитации и поиска новых сил. Однако зло в мире не дремлет, и вот уже новый противник спустя три тысячи лет встает на пути четверки зеленых ниндзя. Как думаете, чем закончится противостояние?

Режиссерские блохи

В фильме Черепашки-Ниндзя странным образом переплелись удачные и неудачные моменты. Начну с неудачных.
Во-первых, немного разочаровывает начало картины. Голос за кадром, повествующий о каком-то непонятном военачальнике, пытавшемся захватить Землю, очень напомнил мне примерно миллион подобных повествований. Город же, который армия короля-воина пыталась уничтожить в начальном ролике, оказался подозрительно похож на город из второго фильма Мумия (город, уничтоженный полчищами Анубиса), как и битва за него, впрочем.
Далее, я считаю крайне неудачной находкой режиссера превращение Эйприл О'Нил из журналистки в ниндзя. У нее была весьма интересная роль, все по делу и к месту. Видеть же, как неуклюжая ранее девица лихо крошит мечом воинов из клана Ноги, мне было неуютно.

Очень неубедительно в конце картины выглядит сам клан Ноги, а точнее, его предводительница. С чего она вдруг решила поиграть в благородных воинов, лично для меня осталось загадкой. Может, для того, чтобы повесить в воздухе туманное пророчество (оно же привет от режиссера) на будущие серии?

И наконец, мне совершенно непонятен момент с маленьким монстром, которого гонял Рафаэль в закусочной. По логике вещей, этот маленький уродец и должен был оказаться тем самым тринадцатым монстром (кстати, Кевину Монро привет от фильма Двенадцать призраков – сцена с открывающимся порталом в иное измерение слизана целиком оттуда), которого не поймали ожившие статуи-генералы. Он маленький, шустрый, заметить его непросто.

А вот тот бронтозавр, что в конечном итоге оказался тринадцатым, вовсе не маленький. Представьте, что такой громила бегает по городу дня три-четыре. Наверняка по всем каналам телевидения только о подобном бегающем страхе говорить и будут. Но нет. Режиссер зачем-то вводит момент с монстром-крохой (хотя мог ограничиться просто эпизодом с каким-нибудь воришкой), а затем в кульминационном моменте рисует тушу бронтозавра.

Режиссерское золото

Теперь несколько слов о хорошем.
Парадокс, но именно сцена в закусочной находится в начале списка самых зрелищных и забавных моментов анимационного кино Черепашки Ниндзя. Эпизод динамичен и смешон донельзя, а использование Рафом кухонных предметов на огромной скорости немного напоминает фильмы с молодым Джеки Чаном.

Далее, сразу хочется назвать сцену выяснения отношений Леонардо и Рафаэля, а затем пленение первого. Считаю, что эпизод сделан на очень высоком уровне. Особенно хочется отметить момент, когда Леонардо окружают статуи, а в руках у него – обломки мечей. Вроде бы все довольно простенько, но вместе с тем убедительно и даже весьма психологично (!).

Последний эпизод, который мне очень понравился – это полка со шлемами противников. Когда Рафаэль принес водрузить на свободное место свой шлем Ночного Мстителя, я согласно кивнул головой. Когда же Микеланджело притащил свою маску громадной черепахи-клоуна, я просто опешил, ибо контраст получился необыкновенный. В общем, за этот момент режиссеру отдельный поклон.

Итоги

Логично, что анимационный фильм Черепашки-Ниндзя рассчитан по большей части на детскую и подростковую аудиторию. Однако лично я тоже посмотрел фильм с большим удовольствием (несколько не совсем удачных моментов не в счет). Может, правы психологи, считающие, что в каждом взрослом человеке живет ребенок? Итак, вспоминайте о своем счастливом детстве, живите без забот, смотрите фильмы, любите друг друга, и – до новых обзоров! (с) ввв.8disk.net